Какие особенности детского мышления следует учитывать для его формирования и развития у детей?
Наглядность детского мышления
Детское мышление всегда наглядно, потому что ощутимо воспринимаемо.
Значит, необходимо развивать у детей:
- сенсорное восприятие окружающей среды: форму, цвет, объём, температуру, запах, вкус и т.д.;
- мелкую моторику кисти рук и пальчиков;
- крупную моторику — подвижность суставом для выполнения кувырков, прыжков, ползания, бега и ходьбы;
- ориентацию в пространстве, чтобы ребёнок мог определить направления от себя: спереди-сзади, справа-слева, вперёд-назад, направо-налево;
- ориентацию во времени означает то, что ребёнок должен уметь называть временные отрезки суток: утро, день, вечер и ночь, а также правильно употреблять понятия: «позавчера», «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра»; времена года: весна, лето, осень и зима;
Практичность детского мышления
Детское мышление практично, поскольку житейски применяемо.
Почему любой ребёнок стремится взять в рот разные предметы, обнюхивать их и проверять их на прочность путём раскручивания, постукивания, броска вдаль, стремится растоптать?
Этими всеми действиями движут любознательность и любопытство.
Любознательность — это способность ребёнка в любом возрасте узнавать из чего состоят предметы, которые его окружают. Именно поэтому, во взрослой жизни необходимо развивать эту природную способность познавать мир вокруг нас.
Более того, любознательность — это кирпичик самообучаемости личности детей в любом возрасте.
Детское любопытство
Чем же отличаются эти два понятия: «любопытство» и «любознательность»?
Не претендуя на авторство, думаю, любопытство — пытаться увидеть, разглядеть, пощупать, попробовать на вкус и запах тот предмет, который попался в руки ребёнка, отвечая на вопросы.
- Что это?
- Кто это?
- Почему: стекло прозрачное, еда вкусная или невкусная, предмет крепкий или хрупкий, котёнок сильный или слабый?
- Зачем, например, ложка, вилка, нож, телефон?
- Как ими пользоваться?
- Где можно найти…?
- Куда можно спрятать…?
Результат исследований предметов, вещей из комода, круп из банок — это разбросанные вещи, рассыпанные крупы, разрисованные обои. Весь этот беспорядок нужен ребёнку ради одного знаниево-мыслительного принципа — Всё целое состоит из частей!
Возможно, такой беспорядок не может быть случайным?
Считаю, это и есть подготовка детского мышления к умению анализировать.
У меня 3 внука и 2 внучки. Они все растут у меня на глазах. Я заметила, что с 9 месяцев до 1,5 лет, в момент разбрасывания вещей, разливания сока и воды, рассыпания круп, у них один и тот же максимально сосредоточенный вид.
Недавно внучка начала сосредоточенно раскидывать глаженные вещи из комода, а я подбежала и называю каждую вещь: это твои трусики, носочки, памперсы, футболочки.
А она замерла, и с улыбкой продолжила свою работу.
Однажды, я увидела, как она на стол разливает воду. Я тут же подвинула к ней бутылку с молоком, проговаривая слово «молоко». Затем, она, следя за мной, начала лить молоко на воду, а я положила печенье на эту смесь, продолжая наблюдать за внучей. Этот процесс любопытства длился не более 3 минут. Видимо, этого времени для любопытства было достаточно, поскольку она больше не повторяла таких действий.
Таким образом, мозг моей внучки зафиксировал факт познания воды, молока и печенюшки в виде представлений о них, тем самым, пополняя опыт познания набором новых слов и словосочетаний:
- вода прозрачная;
- молоко белое;
- из двух жидких веществ можно получить жидкое вещество;
- твёрдое печенье;
- разбухшее печенье теряет форму.
Данная ситуация детского любопытства есть подготовка к тому, что все вещества состоят из молекул, от расстояния между которыми и зависит их твёрдое, жидкое и парообразное состояние. Об этом она узнает из школьной программы или в детском саду, если окажется продвинутый педагог.
Итак, детское любопытство — это эксперимент, ведущий к представлению о предметах из окружающей среды, например, кухни.
Детская любознательность
Детская любознательность есть тот самый «золотой ключик» Буратино, который открывает дверь, чтобы увидеть и понять окружающий мир. Следовательно, для ребёнка глагол «узнать» означает понять, осмыслить закономерности окружающей действительности.
Думаю, любое знание (любознание) — это процесс исследования причин и следствий.
И тут вчерашний малыш-экспериментатор встаёт перед нами в другой роли — ПОЧЕМУЧКИ!
Особенно настырно мои внуки и внучки атаковали меня своим «Почему?», раскручивая понятие за понятием, пока не дойдут до сути.
Норковая шуба
Когда я пришла за пятилетним внуком в детский сад, его радости не было предела.
- — Бабушка, срочно сними эту шубу, — неожиданно сменилась радость внука на требовательность. — Ведь эти норки когда-то были живые, а теперь они мёртвые.
- — Что ты, Тимурик, это же искусственная шуба, специально сшитая в виде шубы из норок, — попыталась я выкрутиться из этой щекотливой ситуации.
- — А почему шуба искусственная? — продолжал внук меня пытать.
- — Потому что жалко же убивать живых норок ради шубы, — попыталась я аргументировать свою версию про искусственную шубу.
- — Аааа, ну тогда носи, бабушка, эту шубу. Ты такая красивая в ней! — сделал мне комплимент внук, наконец-то, успокоившись.
А я больше эту шубу не ношу, потому что мне как-то совестно стало. Я поблагодарила Боженьку за то, что у меня такой пятилетний мудрец растёт. Вот так внуки и внучки учат нас, пенсионеров, уму-разуму.
Образность детского мышления
Кстати, детское мышление образно, потому что мысленно представляемо.
Здесь следует вести речь о родном языке, на котором ребёнок мыслит и говорит. Иными словами, процесс мыслительной деятельности базируется на объёме словарного запаса ребёнка.
Поэтому педагогам, родителям и прародителям следует обратить внимание:
- на письмо;
- на чтение;
- на освоение цифр и чисел, составленных из них;
- на арифметические действия с числами и символами.
Не скрою, благодаря своим внукам и внучкам, я перестала быть строгим школьным учителем физики и математики. Их рождение, общение с ними, наблюдения за их действиями, речью и рассуждениями, помогли мне открыть другие грани личностно-интеллектуального саморазвития детей дошкольного и школьного возраста.
В нашей школе дошкольно-школьной преемственности «ТРИ-Л» малыши в возрасте от 1.8 до 6 лет легко знакомились со знаками, они уже в этом возрасте знали:
- буква — это символ, знак звука;
- цифра — это знак количества чего-то.
Они чётко научились абстрагироваться (отвлечься) от яблок, книг, геометрических фигур, обобщая их числом или буквой из латинского алфавита. Так появился метод «математическая арифметика». Но дети начинали с того, что формулы составляли с использованием букв из алфавита русского языка.
Например, пять яблок и три груши — это восемь фруктов. Мы записывали так: 5я + 3г = 8 ф.
Дети дошкольного возраста за три месяца научились:
- рассуждать, наблюдая и сравнивая;
- анализировать, конкретизируя и детализируя;
- делать выводы, синтезируя (объединяя), обобщая.
Ситуативность детского мышления
Как показала многолетняя практика и результаты множества научных исследований, детское мышление всегда ситуационно, потому что житейски решаемо.
Дети умеют изменять количество предметов: фрукт, книг, игрушек, но при этом уже в уме предвосхищая результат сложения, вычитания, умножения и деления. Так развивается абстрактное мышление, когда дети оперируют реальными, конкретными предметами, а записывают в виде: суммы, разности, произведения и частного чисел.
Итак, из тех житейских примеров с внуками, которые описаны выше, можно сделать вывод о том, что детское мышление: наглядно, практично, образно и ситуативно.