РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДОЛГАНСКОГО ЯЗЫКА
Чтобы не быть голословной по поводу плачевной ситуации изучения долганского языка, я для визуализации истинной проблемы угрозы его исчезновения представляю сравнительную таблицу в формате «Вопросы — ответы».
Высказывания учителя долганского языка | Мои вопросы | Честные ответы учителя долганского языка |
Новое всегда пробивает дорогу с препятствиями | ПРЕПЯТСТВИЕ тоже имеет свою цель. Кто учиняет эти препятствия? Почему? (Причина) Зачем? (Цель). | Препятствия могут быть разные. От простых людей мало, что зависит. Например, чтоб не менять старое, наработанное годами. Нет денег, чтоб что-то менять. Нет специалистов |
Трудно в жизни оторваться от старых привычек | Всё, что устарело, остаётся в прошлом. Что именно устарело? | Методики преподавания, учебный материал. Нет единой системы образования. Программы, часовая нагрузка, требования, оплата труда разная |
Это как правило | Какое правило? | Легче по-старому, а новому учиться и перестроить сложно себя и других |
Говорят, значит есть о чем говорить | Кто говорит? О чём говорит? | Педагоги-новаторы, как «белые вороны». Все должно быть в системе, а не от случая к случаю. Чаще обмен опытом, расширять границы |
Понимание, что лучше, оно придет, после результатов | Выявить плюсы и минусы старой и новой концепции изучения и развития долганского языка в формате описания, аналитического сравнения и полноценного его развития | Среда смешанная, всё получаем поверхностно, формально. Общения нет. Раньше знали с детства язык, речь слышали. Были носители языка |
Хорошо, что есть люди, которые находят новое, уважая старое | Что привлекает долган в новой концепции? Что они уважают в старой концепции? | Новое, что выбор есть, как при желании, выучить язык. В старой, люди, владеющие языком |
Старое тоже имело, имеет результат для тех, кто этим занимался, занимается | Какие результаты имела старая концепция? Какой процент долган занимался и занимается по принципам старой концепции? | Опыт, знания от носителей. В школах пытаются часы родного дать, кто знает язык и бывает некому |
Главное, продолжать свое дело | В каком направлении следует продолжать своё дело? | Использовать разные программы, методы, способы, чтоб интерес был к языку и результаты. |
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДОЛГАНКИ-ПЕНСИОНЕРКИ ИЗ ДУДИНКИ
«Времена меняются, думаю и свежий поток информации по букварю, учебникам нужен. За последнее время мало кто издаёт методички по долганскому языку. Время идет быстротечно, а мы стоит топчемся на одном месте».
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
- Времена меняются, думаю, и свежий поток информации по букварю, учебникам нужен.
- За последнее время мало кто издаёт методички по долганскому языку.
- Время идет быстротечно, а мы стоит топчемся на одном месте
МОИ КОММЕНТАРИИ
Тревогу автора высказывания подтвердил учитель долганского языка (см. выше).
Меня радует тот факт, что спонтанно образовалась триада тревожных размышлений:
- мои действия по усовершенствованию графики и орфографии долганского языка;
- описание реальной языковой ситуации в школьном образовании.
- рассуждения пенсионерки, свидетельствующие наличие тенденции угрозы исчезновения долганского языка;
Если учесть то, что мы все втроём территориально находимся в разных уголках Таймыра, то в объективности наших мыслительно-рассудительных действий не должны возникнуть излишние подозрения на предвзятость, поскольку:
- я нахожусь в Талнахе;
- пенсионерка находится в Дудинке;
- учитель долганского языка находится в Волочанке.
ВТОРОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ДОЛГАНКИ-ПЕНСИОНЕРКИ
«Даже нас носителей родного языка становится с каждым годом всё меньше и меньше. Поэтому, больше разговаривайте дома, в семье на родном языке. Наш язык, предки которых якуты, очень многообразен и красив по-своему. Всегда и везде говорите на родном языке».
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
- Даже нас носителей родного языка становится с каждым годом всё меньше и меньше.
- Поэтому, больше разговаривайте дома, в семье на родном языке.
- Наш язык, предки которых якуты, очень многообразен и красив по-своему.
- Всегда и везде говорите на родном языке.
МОИ КОММЕНТАРИИ
Нельзя решить проблему угрозы исчезновения долганского языка, устраняя следствия, оставляя причину. Мой вариант алфавита долганского языка возник на основе глубокого научно-исторического анализа традиционного алфавита, но при этом я учитывала время, место и обстоятельства его создания и утверждения.