+7(923)367-37-74 zoya.ichinnorbu@mail.ru
5
(1)
Примерное время на чтение статьи: 2 минуты

РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДОЛГАНСКОГО ЯЗЫКА

Чтобы не быть голословной по поводу плачевной ситуации изучения долганского языка, я для визуализации истинной проблемы угрозы его исчезновения представляю сравнительную таблицу в формате «Вопросы — ответы».

Высказывания
учителя долганского языка
Мои вопросыЧестные ответы
учителя долганского языка
Новое всегда пробивает дорогу с препятствиямиПРЕПЯТСТВИЕ тоже имеет свою цель. Кто учиняет эти препятствия? Почему? (Причина)
Зачем? (Цель).
Препятствия могут быть разные. От простых людей мало, что зависит. Например, чтоб не менять старое, наработанное годами.
Нет денег, чтоб что-то менять.
Нет специалистов
Трудно в жизни оторваться от старых привычекВсё, что устарело, остаётся в прошлом. Что именно устарело?Методики преподавания, учебный материал.
Нет единой системы образования.
Программы,
часовая нагрузка, требования,
оплата труда разная 
Это как правилоКакое правило?Легче по-старому, а новому учиться и перестроить сложно себя и других 
Говорят, значит есть о чем говоритьКто говорит? О чём говорит?Педагоги-новаторы, как «белые вороны».
Все должно быть в системе, а не от случая к случаю. Чаще обмен опытом, расширять границы 
Понимание, что лучше, оно придет, после результатовВыявить плюсы и минусы старой и новой концепции изучения и развития долганского языка в формате описания, аналитического сравнения и полноценного его развитияСреда смешанная,
всё получаем поверхностно, формально.
Общения нет.
Раньше знали с детства язык, речь слышали.
Были носители языка
Хорошо, что есть люди, которые находят новое, уважая староеЧто привлекает долган в новой концепции? Что они уважают в старой концепции?Новое, что выбор есть, как при желании, выучить язык.
В старой, люди, владеющие языком
Старое тоже имело, имеет результат для тех, кто этим занимался, занимаетсяКакие результаты имела старая концепция? Какой процент долган занимался и занимается по принципам старой концепции?Опыт, знания от носителей. В школах пытаются часы родного дать, кто знает язык и бывает некому
Главное, продолжать свое делоВ каком направлении следует продолжать своё дело?Использовать разные программы, методы, способы, чтоб интерес был к языку и результаты.
Конструктивный, но виртуальный диалог с практикующим учителем долганского языка

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДОЛГАНКИ-ПЕНСИОНЕРКИ ИЗ ДУДИНКИ

«Времена меняются, думаю и свежий поток информации по букварю, учебникам нужен. За последнее время мало кто издаёт методички по долганскому языку. Время идет быстротечно, а мы стоит топчемся на одном месте».

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
  1. Времена меняются, думаю, и свежий поток информации по букварю, учебникам нужен. 
  2. За последнее время мало кто издаёт методички по долганскому языку. 
  3. Время идет быстротечно, а мы стоит топчемся на одном месте
МОИ КОММЕНТАРИИ

Тревогу автора высказывания подтвердил учитель долганского языка (см. выше).

Меня радует тот факт, что спонтанно образовалась триада тревожных размышлений:

  • мои действия по усовершенствованию графики и орфографии долганского языка;
  • описание реальной языковой ситуации в школьном образовании.
  • рассуждения пенсионерки, свидетельствующие наличие тенденции угрозы исчезновения долганского языка;

Если учесть то, что мы все втроём территориально находимся в разных уголках Таймыра, то в объективности наших мыслительно-рассудительных действий не должны возникнуть излишние подозрения на предвзятость, поскольку:

  • я нахожусь в Талнахе;
  • пенсионерка находится в Дудинке;
  • учитель долганского языка находится в Волочанке.

ВТОРОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ДОЛГАНКИ-ПЕНСИОНЕРКИ

«Даже нас носителей родного языка становится с каждым годом всё меньше и меньше. Поэтому, больше разговаривайте дома, в семье на родном языке. Наш язык, предки которых якуты, очень многообразен и красив по-своему. Всегда и везде говорите на родном языке». 

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
  1. Даже нас носителей родного языка становится с каждым годом всё меньше и меньше. 
  2. Поэтому, больше разговаривайте дома, в семье на родном языке. 
  3. Наш язык, предки которых якуты, очень многообразен и красив по-своему. 
  4. Всегда и везде говорите на родном языке.
МОИ КОММЕНТАРИИ

Нельзя решить проблему угрозы исчезновения долганского языка, устраняя следствия, оставляя причину. Мой вариант алфавита долганского языка возник на основе глубокого научно-исторического анализа традиционного алфавита, но при этом я учитывала время, место и обстоятельства его создания и утверждения.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.