В этнодидактическом пособии самообучения математике «Занимательная математика для северян» реализуются 5 интеллектуальных программ самообучения, которые формируют и развивают интеллектуальную интуицию личности ребёнка.
Естественно, каждая из них выполняет свою образовательную функцию в ходе самообучения.
Общеизвестно, что на характер интеллектуальных, когнитивных, личностных предпочтений влияет социокультурная среда, специфика которой проявляется в избирательной организации познавательных способностей личности.
Если хотите узнать, как интеллектуальная программа самообучения связана с социокультурным опытом, то можно об этом прочитать здесь.
Интеллектуальная программа «Ситуативная конкретика»
Интеллектуальная программа «Ситуативная конкретика» (СК) – это
- диалогизация;
- персонализация личностно-интеллектуального процесса самообучения,
- материализованная форма знаний (задача в диалоговой форме),
- математизация внешнего мира.
Речка «Хатанга»
На берегу этой реки живут рыбаки и оленеводы долганского и нганасанского этносов Таймыра.
Наша многоводная река «Хатанга» плавно переходит в Хатангский залив, где не видно противоположного берега, поскольку он сливается воедино с морем Лаптевых, частью Ледовитого океана.
Песня звучит в исполнении нашего талантливого ученика из Новорыбинской тундры, Олега Уксусникова. Его родители уже в возрасте почти 80 лет до сих пор кочуют, несмотря на то, что у них слабое здоровье.
Слова и музыку написал долганский поэт и композитор Владимир Чарду, который виртуозно до сих пор играет на баяне.
Принцип интеллектуальной программы самообучения- проговариваю, размышляя
Каковы принцип и цель данной интеллектуальной программы самообучения?
Принцип заключается в предметном и осмысленном восприятии знаниевой информации школьниками (С.Л. Рубинштейн).
Цель — формирование речевого мышления.
Естественно, речевое мышление формируется в ходе когнитивно-образовательной деятельности и овладения математическими понятиями из школьной программы в результате осмысления и осуществления плана целенаправленных предметных действий, которые опираются на осознанном и осмысленном восприятии.
Психологическая установка ситуативная конкретики представляет собой связь социокультурного опыта школьника с формированием академических (математических) понятий:
- «обыкновенные дроби»;
- «числитель»;
- «знаменатель»;
- «смешанное число»;
- «процент»;
- «десятичные дроби» и т.д.
Психологическая сущность ситуативной конкретики
Математические знания в интеллектуальных программах самообучения в этнопособии формируются в процессе когнитивно-образовательной деятельности, действий и операций с «обыкновенными дробями» и «десятичными дробями»: сложение, вычитание, умножение и деление.
Интеллектуальная программа самообучения в этнопособии «ситуативная конкретика» представляет собой внутреннюю психическую сущность доступного преподавания и личностно-интеллектуального процесса самообучения.
Психологическая этнодидактическая особенность интеллектуальной программы «ситуативная конкретика» – это материализованная житейская форма текстовой задачи в диалоговом формате; инструктаж животных, который с помощью воображения создаёт положительную мотивацию.
Напомню, что кроме ИП «Ситуативная конкретика» ещё есть другие интеллектуальные программы:
- ИП «Опорные сигналы»;
- ИП «Лист самоконтроля»;
- ИП «Самопроверка»;
- ИП «Диагностический тест самообучения».
Наиболее детально все эти интеллектуальные программы самообучения описаны и раскрыты в статьях моего сайта: https://etnorazum.ru