Любая социальная среда выполняет образовательные функции, также, как и образовательная среда основана на принципе социализации личности каждого ребёнка.
Итак, рассмотрим три компонента социальной образовательной среды.
Семейно-социальная образовательная среда
Во-первых, любая семья не только в Российской Федерации, но и в мире имеет этнические традиции семейного воспитания подрастающего поколения.
Во-вторых, родители и прародители, как правило, общаются на конкретном этническом (родном) языке.
В-третьих, у каждой семьи есть свои этнические, с одной стороны, традиции (законы и принципы) воспитания детей, а с другой — обычаи, как правила поведения в семье, в обществе.
И наконец, этнодидактические средства воспитания подрастающего поколения:
- пословицы и поговорки;
- сказки и небылицы;
- считалки;
- загадки;
- басни и прибаутки.
Школьно-социальная образовательная среда
Естественно, личность любого ребёнка не просто попадает в школьную среду, а в русскоязычную социальную образовательную среду, где им предстоит социализироваться.
Какие фундаментальные причины тормозят самообучение, социализацию саморазвитие школьников из этнокультурной среды?
Думаю, социализироваться — это значит личности каждого ребёнка:
- надо научиться говорить по-русски так, чтобы идеи и мысли личности каждого ребёнка были понятны другим детям и педагогам;
- надо научиться мыслить по-русски, преломляя информацию через призму своего социокультурного житейского опыта;
- надо научиться воспринимать информационную абстракцию, но здесь ещё имеются трудности, связанные с тем, что любое русское слово для ребёнка из этнокультурной среды воспринимается как абстракция.
Социальная образовательная среда окружения
Замечу, социальная образовательная среда окружения тоже имеет свои особенности:
- полилингвальность, поскольку в одном и том же городе могут оказаться люди из разной этнической культуры, что означает то, что они тоже имеют собственный содержательный багаж социокультурного житейского опыта;
- профессиональные привычки общения и взаимодействия;
- экономические, политические особенности социального пространства;
- экологические особенности социального пространства;
- культурно-досуговые особенности социального пространства;
- психологическая совместимость людей, что отражается на личностных взаимоотношениях.