Не претендуя на авторство, скажу, что психодидактическая образовательная среда — это образовательная среда, в которой сенсомоторные дидактические материалы Марии Монтессори разработаны специально так, чтобы развивать детскую психику.
Что значит развивать детскую психику?
Прежде всего соблюдать принцип природосообразности — оберегая детскую психику, развивать её силами пытливости и творчества личности каждого ребёнка.
Разумеется, главенствующая задача образовательной среды заключается в том, чтобы стимулировать появление конкретной цели у личности каждого ребёнка. Именно поэтому два понятия «психика» и «дидактика» образуют двухцелевую педагогическую деятельность.
Важно понять то, что любой дидактический материал М. Монтессори у детей вызывает мгновенную реакцию психики ребёнка.
Методическое руководство для педагогов
- Педагогу необходимо грамотно выстроить систему личностных взаимоотношений с детьми и их родителями, чтобы стимулировать мотивацию детей к самообучению.
- Разработать пошаговый алгоритм в технологии самообучения.
- Разработать пошаговый алгоритм работы с учебником по конкретной предметной теме из образовательной школьной программы.
Как танцевально-хореографический ансамбль «Чокуркан» вносит свой неоценимый вклад в развивающую психодидактическую образовательную среду
Дети и взрослые языком тела передают традиционную культуру долган:
- их жизненную стойкость в суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера;
- их жизнерадостность;
- их умение быть терпеливыми, мужественными и мудрыми.
Диагностика самообучаемости ребёнка
- Педагогу предстоит проводить индивидуальные консультации со школьниками, применив к каждому из них диагностическое тестирование по принципу многообразия в едином.
- Педагогу необходимо довести каждого школьника до конечного результата по формированию знаниевых компетенций в определённой теме из образовательной программы, используя индивидуальный темп саморазвития.
- Педагогу следует разработать дидактическую игру «Понятийное мышление школьника».
- Если педагог обучил более 50% школьников по их индивидуальной программе саморазвития за 5 рабочих дней, то этот показатель будет необходимым, но не достаточным.
Во-первых, педагог сам может убедиться в том, что он максимально расширил границы мышления, показав недостающие пазлы в процессе самообучения.
Во-вторых, при минимизации детского стресса индивидуальная работа со школьниками даёт максимальный результат:
— эффективности,
— оптимизации;
— качества когнитивно-образовательной деятельности.
В-третьих, партнёрская деятельность в ходе коммуникативно-регулятивного сотрудничества имеет существенный результат саморазвития всей триады субъектов.
Психодидактические действия педагога
- Грамотно организованная система совместной деятельности педагога, детей и их родителей гарантирует эффективную результативность в виде знаниевых компетенций в предметной и знаниевой области образовательной среды.
- Педагогу необходимо провести диагностику имеющихся знаниевых компетенций, чтобы спрогнозировать затруднения детей по принципу — Что? Где? Когда?
- Знание метода «Матрицы детского саморазвития» послужит большим подспорьем для практики диагностики.
- Авторский метод «Матрица саморазвития» опирается на степень соотнесения багажа социокультурного опыта личности каждого ребёнка и перечня навыков, запланированных образовательной программой.
Перспектива психодидактической среды образования
Какие практические рекомендации помогут педагогам работать в психодидактической образовательной среде?
- Стараться взаимодействовать с небольшой группой детей, в которой ни один ребёнок не сравнивается с другим.
- Необходимо сформулировать логически правильные когнитивную и образовательную цели.
- Непременно, обучить технологии самообучения 75% школьников.
- Стараться не загонять ребёнка в такие неблагоприятные условия, когда он не может проявить самостоятельность. Потому что 80,89% учителей страдают болезнью:
— задавать много, но при этом не проверять выполненные домашние задания также быстро, как их задают;
— критиковать ребёнка, чтобы показать степень своей осведомлённости о нём, не замечая того, что они на самом деле подписываются под собственный приговор отсутствия профессионализма.
На результативность психодидактической образовательной среды влияют, во-первых, чёткое разъяснение по применению технологию самообучения.
Во-вторых, применять технологию самообучения при комплексном изучении всех школьных предметов. Следует заметить, что сложность принципа комплексности заключается не в школьниках, а неумениях педагогов работать вместе
В-третьих, создать индивидуальное портфолио для каждого ребёнка, где будут доказательные материалы того, что школьник имеет знаниевые компетенции по конкретным темам школьного предмета в балльной системе показателей процесса самообучаемости.
Итак, могу утверждать что каждый ребёнок самообучаем!
Если педагог найдёт ключик к самообучаемости личности каждого школьника, то ему не страшны:
— дистанционное обучение;
— цифровизация школы.