Для детей дошкольно-школьной преемственности школы «ТРИ-Л» во главу угла ставилась педагогико-родительская задача — уметь самостоятельно добывать новые знания через собственные открытия.
Не скрою, дети от 3 до 6 лет уже знали все геометрические тела вращения: конус, куб, цилиндр, шар, призму, пирамиду, овалоид.
Умение самостоятельно учиться
Что значит, уметь самостоятельно учиться?
Это значит, что личность каждого ребёнка, во-первых, самостоятельно выбирает тот сенсомоторный дидактический материал, который привлёк внимание.
Во-вторых, самостоятельно многократно повторяет одни и те же действия, чтобы понять суть этого дидактического материала. Именно так личность каждого ребёнка получает первые зачатки смыслообразования.
В-третьих, личность каждого ребёнка не просто что-то делает с дидактическим материалом, а исследует, проговаривая вслух новое понятие. И когда дети проговаривают алгоритм действий вслух они, с одной стороны, производят речевое планирование, определяя чёткую цель изучения материала — целеполагают.
И наконец, когда личность каждого ребёнка овладевает средствами выполнения предметных действий, самостоятельно корректирует свои действия после самостоятельного контроля и оценки собственных шагов.
Самообучение как процесс формирования умений самостоятельно учиться
Умение самостоятельно учиться предполагает когнитивную и образовательную активность личности каждого ребёнка, которую я так назвала «Когнитивно-образовательная деятельность».
Разумеется, любой опыт — это знаниевый навык, который и есть новообразование.
Что значит новообразование в самообучении?
- Это характеристика качественного изменения в восприятии личности каждого ребёнка.
- Это формирование наглядно-образного и абстрактно-логического мышления.
- Это формирование нового стиля:
- поведения;
- общения;
- взаимодействия
Более того, по мере взросления личности каждого ребёнка когнитивно-образовательная деятельность меняет только:
- цель;
- знаниевое содержание;
- средства.
Естественно, в процессе самообучения как умение самостоятельно учиться, когнитивно-образовательная деятельность всегда останется ведущей, поскольку в любом возрасте будут формироваться свои новообразования:
- в мыслях;
- в действиях;
- в поведении.
Именно поэтому когнитивно-образовательная деятельность личности будет, есть и останется центральным образованием саморазвития, самореализации в ходе самообучения как умения самостоятельно учиться.
Вступайте в наше сообщество во ВК «Матрица самообучения», чтобы не пропускать:
- интересные новости;
- вопросы и ответы на них;
- общение с интересными людьми.
Обратите внимание на то, что Вы, комментируя тот или иной пост, оказываетесь на площадке общения с интересными людьми.