Зачем и какие базовые особенности образовательной среды следует учитывать педагогу при создании личностно-интеллектуальной среды самообучения детей? Какое участие могут принять участие родители? Над чем родителям стоит задуматься?
Первая особенность образовательной среды
5 ключевых правил психологии этнопедагогической дидактики
Правило № 1.
Воспитывать личность каждого ребёнка так, чтобы дети во взрослой жизни в любой вещи видели не стоимость, а её ценность, полезность.
Поясню свой тезис ситуативной конкретикой.
- Чтобы поверить в то, что Ваши знания и навыки полезны детям — надо научиться отдавать много внимания на общение и взаимодействие.
А это есть то время, которого катастрофически не хватает родителям, которые могут часами обсуждать подруг, коллег, политику, экономику, образование и т.д.
2. Чтобы личность каждого ребёнка могла быть ответственной и самостоятельной, педагогу следует научиться понимать детей, наблюдая за их поведением и манерой общения с другими детьми и взрослыми.
3. Уметь давать реальные обещания, в выполнении которых Вы уверены.
4. Помнить всегда о том, что детям не нужны энциклопедические знания, им нужны знания только для того чтобы понять себя и быть уверенными в своей полезности близким и родным. Именно через полезность своим родным личность каждого ребёнка осознаёт свою ценность.
Правило № 2.
Воспитывать личность каждого ребёнка так, чтобы, с одной стороны, у них всегда была потребность в здоровом образе жизни: физкультура + правильное питание, а с другой — чтобы во взрослой жизни они не принимали лекарства для того, чтобы быть здоровым.
Правило № 3.
В каждом своём ребёнке видеть будущую мамочку или папу, поскольку у каждого ребёнка может быть 100 причин отказаться от Вас, но он найдёт всего лишь 1 причину, чтобы не покинуть Вас в трудную минуту.
Помню, мне мама всегда говорила: «Запомни, доча, щенок никогда не подаст тебе стакан воды в последнюю минуту жизни». В этих словах кроется, не только программа продолжения рода, но и то, что детей надо беречь от нас самих, когда мы находимся в гневе или когда мы недовольны кем-то или собой.
Правило № 4.
В каждой личности ребёнка воспитывать своим образом жизни ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ!
Я всегда гордилась своим папой, его отношением к людям старшего возраста. Он к ним относился особенно трепетно.
Однажды он, недолго думая, положил деда на плечо, как мешок с картошкой, и отнёс его домой. Принёс и бережно уложил его на кровать.
А тут дедовские домочадцы бросились на моего папу с упрёками: «Зачем ты его принёс домой? Он нам надоел, поэтому мы выгнали его из дома!».
— Если вы ещё раз выгоните его из дома, я приду и выгоню вас самих, — спокойно и твёрдо ответил мой папа. — У пожилых людей любой день может быть последним, поэтому помните об этом и берегите их!
Видимо, домочадцам стало стыдно от этих слов, они тут же к деду побежали, начали его расспрашивать о чём-то, укрывать его и тихо занялись своими делами, чтобы его не беспокоить.
Правило № 5.
Жизнь – это долгий и длинный путь к совершенству, поэтому её надо совершенствовать ВМЕСТЕ с детьми и их папой или мамой.
Вторая базовая особенность образовательной среды
Каждая условно обозначенная знаниево-опытная область научных и практических знаний всего личностно-интеллектуального пространства самообучения должна иметь, с одной стороны, набор дидактических средств познания, а с другой- мини библиотеку:
- справочников;
- энциклопедий;
- познавательной литературы для внеурочного чтения.
Однако дети во время урока тоже бегут к таким библиотекам, если им необходимо уточнить семантику какого-нибудь слова или прочитать текст пословицы, чтобы запомнить.
Третья базовая особенность образовательной среды
Детская самостоятельность.
Такую ценность, как детская самостоятельность, не ценят многие родители. Они не понимают, что самостоятельность в собственных действиях, формирует у личности каждого ребёнка чувство собственного достоинства, которое порождает ответственность.
Следовательно, такие качества, как: ответственность, решительность, мужество формируются только в семье, благодаря умению родителей доверять детям.
Педагогическая однобокость.
Как ни странно, сейчас в детских садах пошла, в психологическом плане, разрушительная педагогическая однобокость – воспитатели категорично требуют от детей самостоятельности в одевании, в гигиене, в умении пользоваться столовыми приборами.
Как говорится: «За лесом не видят деревьев».
Что это значит?
Во-первых, требуя что-то от ребёнка педагог не видит смысла конкретного события глазами ребёнка.
Во-вторых, не чувствует того, что ребёнок тоже имеет право быть в плохом настроении или уставать больше, чем взрослые.
В-третьих, личность каждого ребёнка надеется на педагогическую мудрость и чуткость, понимание и сочувствие.
И наконец, педагогу и родителю не стоит оставлять ребёнка один на один с чувством, когда он противен сам себе.
Потому что слово «должен» для каждого ребёнка звучит, как приговор, который расширяет границы и глубину пропасти детского одиночества, когда он не может избавиться от чувства покинутости, ненужности и бесполезности.
Заключение
Итак, я сегодня остановилась только на трёх особенностях:
1) на 5 правилах психологии этнопедагогической дидактики;
2) на необходимости мини-библиотечки для детей;
3) на важных понятиях: «детская ответственность» и «педагогическая однобокость».
Вывод: пока педагоги и родители не смогут перезагрузить своё эго по отношению к личности любого ребёнка, армия одиночек из детства будет расти.
Не надо ребёнку говорить, что Вы верите в него, надо, чтобы он чувствовал эту веру во взгляде, в одобрительной улыбке, в мимике, в жестах или просто в обнимашке.