Site icon matrixedu.ru

Семейное воспитание подрастающего поколения

Родители в эксперименте

Таймырский эксперимент

Примерное время на чтение статьи: 2 минуты

Чтобы более подробно описать этнические особенности семейного воспитания подрастающего поколения, следует вообще разобраться более детально в самом аспекте семейного воспитания.

Виды семейного воспитания

  1. Авторитарный. В долганской культуре семьи этот стиль воспитания вообще исключён.
  2. Попустительский. В оленеводческой среде семейного воспитания, дети воспитываются строго и свободно.
  3. Гиперопекающий. Суровые природно-климатические условия северной тундры не позволяют опекать детей.
  4. Демократический. Этот стиль семейного воспитания более-менее подходит для описания тундровой семьи.
  5. «Кумир семьи». Если в этом виде семейного воспитания имеется в виду уважение к родителям и прародителям, а не поклонение, то может и быть.

Основные принципы семейного воспитания

  1. Целенаправленность. Любая семья в долганской культуре ждёт рождение ребёнка, считается богатой та семья, в которой есть дети, потому что дети — это достойное обеспечение старости.
  2. Планомерность, последовательность и непрерывность. Сама долганская культура традиций семейного воспитания подрастающего поколения способствует формированию сильной саморазвивающейся личности.
  3. Научность. Тундровикам не чужды новые знания о семейном воспитании подрастающего поколения. Именно поэтому радиоприёмник — это неотъемлемый атрибут в семье тундровиков-оленеводов.
  4. Гуманизм. Именно этим принципом и объясняется партнёрские отношения детей и родителей, прародителей.
  5. Комплексность и систематичность. Сами суровые природно-климатические условия жизнедеятельности тундровиков на Крайнем Севере способствуют тому, чтобы дети действовали комплексно и системно.
  6. Согласованность в воспитании. В долганской семье так положено, что все действия родителей и прародителей должны быть согласованы.

Особенности семейного воспитания

Архиважно, чтобы дети в долганской семье были включены во все фундаментальные виды деятельности.

  1. Интеллектуально-познавательную. Любые действия взрослых тут же входят в область подражания детей. Именно поэтому в условиях семейного воспитания подрастающего поколения долганской культуры речь может идти только о детском саморазвитии.
  2. Общественную. Дети с момента рождения прибывают в социуме не только семьи, но и оленеводческой или рыболовецкой бригады.
  3. Ценностно-ориентированную. Этнические традиции семейного воспитания подрастающего поколения ориентируют личность детей на духовно-нравственные ценности.
  4. Художественно-творческую. К сожалению, как показала многолетняя практика, с каждым поколением становится всё меньше и меньше детей, которые хорошо рисуют карандашом. Думаю, на это имеются много факторов.
  5. Сюжетно-ролевую. Только в сюжетно-ролевой ситуации общения и взаимодействия формируется самообучающаяся личность ребёнка. Например, мальчики стараются быть похожими на мужчин, а девочки — на женщин в семье.
  6. Свободного общения. В долганской семье в условиях тундры взрослые общаются с детьми на равных, как партнёры, поскольку трудовая деятельность каждого члена семьи всегда делегируется.

Основные задачи семейного воспитания подрастающего поколения

  1. Необходимо создать максимально благоприятные условия для умственного, физического и психического развития личности ребёнка.
  2. Необходима непрерывная и комплексная передача опыта и знаний, систем ценностей.
  3. Необходимо обучать детей базовым навыкам и умениям, прививать интерес к знаниям и познанию.

Какие особенности имеет современная семья?

Сегодняшняя семья имеет несколько другие приоритеты.

  1. Любовь к детям. В былые времена этот приоритет в долганской семье был базовым, а сегодня из-за интернатной системы воспитания, эта любовь переросла почти в отчуждённость. И это трагично.
  2. Родительская поддержка. К сожалению, и на этот приоритет оставила свой негативный след интернатная система воспитания.
  3. Эмоциональное принятие. Воспитанники интерната стали не столь эмоционально устойчивы, как раньше в семейном кругу общения и взаимодействия.

Вывод: психологический дисбаланс семьи приводит к деформации личности детей в условиях интернатной системы обучения и воспитания.

Проблемы семейного воспитания подрастающего поколения в современных семьях

  1. Разногласия по приоритетам воспитания детей.
  2. Недостаток коммуникации.
  3. Подростки- «Бунтари».
  4. Вопросы установления границ воспитания.
  5. Финансовые затруднения в семье.
  6. Вопросы по выбору профессии, места учёбы и образовательного учреждения.
  7. Конфликты по поводу домашних обязанностей.
  8. Частые конфликты между самими детьми.
  9. Замкнутость, негатив, агрессия и недоверие к родителям и педагогам.

ВЫВОД. Фундаментальными принципами семейного воспитания подрастающего поколения должны быть три слагаемые.

  1. Доверие на основе партнёрского взаимоотношения между родителями и детьми.
  2. Уважение, основанное на любви к родителям и членам семьи.
  3. Забота о родителях и членах семьи.

Какие основные показатели современной семьи?

Во-первых, общение и взаимодействие в интеллектуальной, физкультурной и трудовой деятельности.

Во-вторых, совместная активность.

В-третьих, здоровый образ жизни: велоезда, плавание, футбол, волейбол и т.д.

Exit mobile version