Что такое этнодидактическая модель образовательной среды?
Этнодидактическая модель образовательной среды — это социально-образовательная модель формирования самообучающейся личности каждого ребёнка и в любом возрасте без отрыва от традиций семейного воспитания.
Какова цель этнодидактической модели образовательной среды?
ЦЕЛЬ этнодидактической модели образовательной среды заключается в том, чтобы управлять взаимодействием научных основ с детским мышлением и интеллектом личности каждого ребёнка.
Фундаментальные принципы этнодидактической модели образовательной среды
Первый принцип — САМООБУЧЕНИЕ на основе проявления и активизации детских природных уникальных способностей: любопытства и любознательности.
Второй принцип — СОЦИАЛИЗАЦИЯ на основе формирования и развития самообучаемости детей из этнокультурной среды жизнедеятельности. Иными словами, ребёнок из определённой этносреды может быть успешным только, благодаря социализации в русскоязычной школьной среде.
Какую ошибку допускают, с одной стороны, образовательные программы в учреждениях интернатного типа, в школах-интернатах на Севере, а с другой — кочевые детские сады и школы в семьях, ведущих кочевой образ жизни?
Об этом я напишу в следующей статье, потому что эту непростую образовательную проблему необходимо раскрывать детально.
Третий принцип — САМОРАЗВИТИЕ на основе самообучения и социализации через индивидуализацию личности каждого ребёнка из этнокультурной среды семьи и их окружения.
Корневая основа этнодидактической модели образовательной среды
На чём базируется этнодидактическая модель образовательной среды?
Этнодидактическая модель образовательной среды базируется на двух её базовых составляющих.
Первая составляющая этнодидактической модели образовательной среды — это житейская практика самообучаемости, благодаря природной познавательной способности личности каждого ребёнка и в любом возрасте.
Что содержит в себе житейская практика самообучаемости?
Во-первых, первичный житейски-сенсомоторный опыт познания окружающей действительности.
Во-вторых, семейные традиции общения и взаимодействия.
В-третьих, взаимодополняемость школьных предметных программ и этнокультурной базы самообучаемости личности каждого ребёнка.
И наконец, личностно-интеллектуальная самореализация выпускников школ, колледжей и учебных заведений в их профессиональной сфере деятельности.
Вторая составляющая этнодидактической модели образовательной среды -это интеллектуально-академическая составляющая самообучения как вторичный знаниево-речевой (вербально-символический) опыт речевого мышления и мыслительной речи на основе теоретических знаний, которыми являются:
1) научные факты объективной действительности;
2) классические и новые понятия с их чёткими определениями;
3) схемы научных знаний для визуализации содержания ключевых информационных структур;
4) образы для хранения оригинального носителя информации о работоспособной конфигурации системы знаниевых компетенций;
5) правила для поддержания порядка в социуме, поскольку их несоблюдение приводит к межличностным конфликтам на основе непонимания истинных стремлений собеседника или партнёров в социуме;
6) законы, будучи мерилом межличностных отношений, необходимы личности в любом возрасте для соблюдения безопасности в конкретном социуме: семейной жизни, профессиональной деятельности, обучения;
7) теории для понимания связи внутри практикой деятельности и находить причинно-следственную связь житейского опыта в прошлом для того, чтобы определить стратегию дальнейшего развития в перспективе будущего времени.
Не стоит забывать о том, что вторичный знаниево-речевой опыт речевого мышления и мыслительной речи опирается на первичный сенсомоторный опыт любопытства и любознательности:
1) вижу;
2) слышу;
3) чувствую;
4) ощущаю;
5) говорю.
В этнодидактической модели образовательной среды ведущая и управляющая роль принадлежит этнопедагогу-дидакту.
Именно этнопедагог-дидакт, с одной стороны, организует личностно-интеллектуальную среду самообучения. С другой стороны, управляет когнитивно-образовательной деятельностью самообучающейся личности каждого ребёнка и в любом возрасте.
Задача этнопедагога-дидакта в этнодидактической модели образовательной среды заключается в том, чтобы грамотно сочетать активность, инициативность детей с их самостоятельностью в приобретении знаниевых компетенций.
Подписывайтесь на наш Инстаграм. Будет много интересного и полезного материала для талантливых педагогов и продвинутых родителей! Наша задача, помочь личности каждого ребёнка быть умным, добрым, сильным и здоровым как физически, так и психически!